Монастырский тур — два главных монастыря Черногории

ПОКАЗАТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ

В Монастырский тур мы с мужем поехали не случайно: я еще до поездки детально изучила все достопримечательности Черногории через интернет. Конечно я не могла не обратить внимания на одну из главных православных Святынь, расположенную высоко в горах прекрасной южной страны. Поэтому еще дома мы запланировали первую обязательную экскурсию и потом ни разу не пожалели об этом.

Цена экскурсии: нам экскурсия стоила 25 евро + обед 10 евро + 5 евро маршрутки к Острогу и обратно + свечи.

Где купить: мы покупали экскурсию на сайте Олимпуса.

Сбор на экскурсию

Выезд был рано утром, около 7. Комфортабельный автобус подбирал пассажиров по пути экскурсии. К моему удивлению, желающих было не столь много, как на другие, даже более дорогие путешествия. То ли народ у нас ленивый ко всякого рода активному отдыху (больше любит загорать на пляже, далеко не отходя от своего места пребывания), то ли мало кто интересуется Святынями и предпочитает отдохнуть на экскурсии «Рафтинг» или «Джип сафари». На мой взгляд, Монастырский тур является одним из главных путешествий для каждого, кто решится отдохнуть в Черногории и несомненно заслуживает на внимание.

Поскольку в данную экскурсию входит посещение двух Святынь: Острога и Цетинского монастыря, гид предложила начать с Острога по той простой причине, что после обеда мы можем очень долго простоять в очереди из-за большого количества желающих туристов и паломников.

Путь к Острогу

За несколько километров до Святыни, мы остановились у придорожного кафе, на противоположной стороне которого  располагалось нечто похожее на монастырскую лавку (несмотря на то, что у самого кафе тоже находился импровизированный киоск  с сувенирами), где гид настоятельно рекомендовала купить свечи и сувениры, так как по ее словам времени на покупку всего этого в самом Остроге у нас не будет. Признаюсь честно, что на свой страх и риск я решила не поддаваться ее уговорам и купить все необходимое на месте.

Через некоторое время довольная группа затаренная до ушей всяческими сувенирами уже сидела в автобусе и активно выспрашивала когда ж мы доедем до места назначения. И вот показались горы, а с ними и крутая дорога серпантином. Именно путь к Острогу я считаю одним из опаснейших (хотя не было ни одного летального случая), поэтому впечатлительным людям советуем садиться слева и подальше от окна.

Место пересадки с больших комфортабельных автобусов на маршрутки

Дорога практически не ограждена и проходит над обрывом, благодаря этому адреналин в крови гарантируем. За пару километров до места назначения наш автобус останавливается. Нам проводят подробный инструктаж касательно длительности пребывания на территории монастыря, просят не опаздывать и пересаживают в небольшие маршрутки групками по 8-10 человек. Не пугайтесь, что не успеете все посмотреть, ведь маршрутки к Острогу ездят часто, буквально через каждые 2-3 минуты. Стоимость проезда 2,5 евро с человека.

И вот мы на месте. Строгую красоту Острога очень сложно передать на словах. Судите сами — монастырь расположен в горах на высоте 900 м над уровнем моря. Трудно поверить, что такую мощную Святыню люди смогли построить собственными руками. Мы становимся в конец длинной очереди и слушаем гида: она подробно рассказывает нам последовательность действий. Оставив мужа стоять в очереди, я пробираюсь сначала в киоск, расположенный рядом с Монастырской лавкой. В нем БЕСПЛАТНО, в порядке живой очереди, раздают каждому паломнику бутылочку воды с целебного источника и бутылочку масла. Подробнее об этом читайте в статье Василий Острожский — чудотворец и почитаемый святой. После этого я отправилась в Монастырскую лавку.

Так как времени было крайне мало, а ассортимент лавки огромный, я постаралась максимально быстро купить необходимое и присоединится к мужу (если не успеть вернуться в очередь до ворот, то придется становится в самый конец). По мере продвижения в очереди, открывается просто фантастический вид с горы. Дороги, дома и деревья кажутся совсем крохотными, как будто «кукольными». На одной из площадок проходила реставрация, поэтому паломникам этого года удастся увидеть еще больше.

На территории монастыря Острог
Вид на территорию монастыря Острог с очереди

Так как мы привыкли, что людей с маленькими детками пропускают всегда вне очереди, я была немного удивлена увидев в толпе священника с крошкой. Правда она не капризничала, а послушно стояла в очереди с отцом, который потом еще и начал негромко приятным голосом напевать песенку (или колыбельную). Медленно, но уверенно мы добрались до ковчега с мощами. Времени рассматривать не было, поэтому вся процедура свелась к благословению от священника, сидящего рядом с мощами, целованию мощей и мысленной просьбе (лучше об этом подумать заранее и всю дорогу просить о самом сокровенном), а также передачи записок за здравие и за упокой монаху, что находится за ковчегом. Подробнее об этом читайте в статье Монастырь Острог: фото, панорамы, карта.

Хочется еще раз напомнить будущим туристам: во избежании травм низко наклоняйте голову (потолки в пещере очень низкие).

Дальше мы проследовали в следующую пещеру, где хранятся пушечное ядро (во время Второй мировой попавшее в пещеру с мощами, но не взорвавшееся) и кандалы полоумного (он провел ночь у мощей и полностью исцелился). На ярус выше нашему взору представился вид на чудотворную виноградную лозу. Если верить приметам, паре, у которой долго нет детей стоит помолиться у этой лозы и их желание осуществится.

Еще раз упомяну о прекрасном виде, открывающемся с горы на любом ярусе. Закончив осмотр Острога мы погрузились в маршрутки и приехали как раз вовремя к ожидавшему нас туристическому автобусу. Далее водитель держал курс на все то же утреннее кафе.

Обед в придорожном кафе

Гид подробно рассказала о меню и расспросила каждого кто что будет заказывать. Учитывая то, что мы не знали размер порции, мы с мужем заказали одинаковое блюдо (на сколько помню название нам перевели как «девичий сон»). Так вот, дорогие читатели порции там оказались просто огромными! Обед нам обошелся примерно в 10 евро с каждого.

Быстро расправившись с едой, мы выскочили осмотреться вокруг в поисках сувенира нашему любимому туроператору. На той же стороне, где находится кафе мы еще утром заприметили небольшой киоск с сувенирами. Так как гид активно «рекламировала» магазин напротив, из «вредности» решили посмотреть ассортимент ближайшего ларька. И мы не ошиблись в выборе.

Да простят меня гиды за мою прямолинейность, но именно в ближайшем киоске мы нашли не только отличную подарочного варианта бутылку ракии, но и очень приятного собеседника. Пусть это послужит небольшой рекламой для того милого мужчины, который не только сделал нам скидку, но еще и разрешил выбрать на память небольшую иконку, между прочим освяченую в Остроге. Быстро пролетело время обеда и наша группа двинулась дальше в не менее прекрасный Цетинский монастырь.

Пребывание на территории Цетинского монастыря

Сам город Цетинье встретил наш радушно — зеленью склонов и бескрайним голубым небом. Небольшой монастырь, приютившийся у подножья горы Ловчен, очень уютный и сразу заметен среди архитектурного ансамбля данной местности.

Фото Цетинского Монастыря
На фото Цетинский монастырь

Нам пришлось немного подождать своей очереди, но это лишь пошло нам на пользу. Так как Цетинский монастырь является мужским, нас взяли под свою опеку несколько монахов. С внешним видом в монастыре немного строже, чем в других церквях, поэтому некоторых туристов попросили прикрыть колени и голову (на территории монастыря есть для этого платки и парео, которые на время посещения выдаются БЕСПЛАТНО, а также длинные брюки для мужчин). Желающие успели написать записки за здравие и за упокой и поставить свечи. Подробнее об этом читайте в нашей статье Цетинский монастырь (Цетинье). Так незаметно пролетело время и подошла наша очередь. Мы прошли в церковь посвященную Рождеству Пресвятой Богородицы, ведь именно в ней располагаются основные святыни монастыря. Практически не останавливаясь группа обошла все реликвии и вышла во двор. Хочется предупредить Вас, дорогие читатели, что фотографировать в церкви запрещено.

На выходе из монастыря, у одной из стен располагается кран с питьевой водой, а рядом можно увидеть развалины старой церкви, разрушенной турками, а так же ландшафтную карту Черногории, выполнению в мельчайших деталях.

Наша экскурсия подошла к концу, мы сели в автобус уставшие, но довольные. Весь монастырский тур занял у нас практически весь день, но это того стоило. Советуем всем посетить эту увлекательную и познавательную экскурсию.

Забронировать такую же экскурсию

Полезные ссылки:

Виктор и Алина

Виктор и Алина,
авторы путеводителя

ОБ АВТОРАХ

Рады видеть Вас на нашем сайте!

Надеемся, что он Вам пригодится, ведь мы любим не только путешествовать, но и делиться собственным опытом и находками.

Вся информация в блоге проверена нами лично. Мы пишем только о тех местах и странах, где были сами!

Болгария Грузия Черногория

Ответим на Ваши вопросы по отдыху и его организации в комментариях.

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Мы часто путешествуем и знаем как проще и дешевле всего организовать отпуск.

Вот сайты, которые помогли нам в Черногории:

КОММЕНТАРИИ, ОТЗЫВЫ И ВОПРОСЫ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  1. Алина, добрый день.
    Спасибо огромное Вам и Виктору за такой замечательный сайт!
    Очень нужная вещь. :)
    Вопрос у меня по поводу записок, подаваемых в монастырях. Вы имена писали на русском языке? Печтно, письменно? Как лучше? :)

• Добрый день, Наталья.

И Вам спасибо за хороший комментарий. Записки мы писали на русском языке, разборчивыми печатными буквами.

Желаем приятного отдыха в сказочной Черногории!

2. Алина, очень интересный рассказ о посещении тура, спасибо!
    Скажите, а если самим поехать в эти манастыри… как Вы думаете, будет столь же интересно? Можно ли проходить внутрь без организованной группы?
    А дорога только до Остога сложная, в Цетинье можно добраться без проблем, верно?
    Спасибо заранее!

• Добрый день!
      Да, я думаю что даже если Вы сами поедете в эти монастыри будет не менее интересно. В Острог впускают независимо от того приехали Вы с группой или сами. В Цетинский монастырь тоже впустят, но для того, чтоб открыли некоторые Святыни (десницу и часть Животворящего Креста) необходимо будет дождаться еще паломников, либо пройти с очередной группой (а их обычно много). Дорога до Острога длинная и сложная в плане серпантинов. В Цетинье более спокойная (он находится у подножья горы, поэтому сложностей быть не должно).

• Алина, спасибо за ответ!
        Позвольте еще спрошу: как добраться до Остожкого монастыря общественным транспортом? И можно ли в этих монастырях (и Остожском, и Цетинском) остаться на ночевку?
        Спасибо!

• Добрый вечер еще раз.

В Острог можно добраться, если ехать на Богетичи (это буквально рядом, мы там сувениры покупали). Например, из Будвы автобусы ходят 4 раза в день:
          9:25 — 12:07
          17:05 — 19:14
          18:20 — 20:42
          19:15 — 21:37

Дальше, скорее всего, понадобится пересесть на местную маршрутку или спрашивать у местных.

Насчет ночевок: в Остроге есть гостиницы для паломников, довольно большие. Но на каких условиях туда селят — не знаю. В сезон люди ночуют прямо на улице — в гостиницах мест нет.

В Цетинском монастыре гостиниц нет, но это прямо в городе находится, можно без проблем найти жилье.

Надеюсь, смогла Вам помочь.